Прошедший 2020 год был не простым для всех землян. И пивоварам всея Руси тоже немало досталось. Но вот что удивительно, если верить заголовкам в СМИ, все остальные страны нам наконец-то и в самом деле завидуют:
- «В Мексике из-за коронавируса остановили выпуск пива Corona». РБК. 03.04.2020
- «В 2020 году продажи пива в британских пабах упали до минимума за последние 100 лет». Пивное Дело. 15.02.2021
- «Французские пивовары выльют 10 миллионов литров пива из-за Covid-19» Слово и дело. 06.05.2020
А в это время в России…
- «В Татарстане растут производство и продажи пива». Пивное Дело. 10.02.2021
- «Лето-2020 показало наибольшие продажи пива за три года». Рамблер. 23.11.2020
- «2020 год для алкогольного рынка оказался стабильным». Финам. 20.01.2021
- «Спрос на импортное пиво в I квартале 2020 года продолжил расти». Profibeer.ru. 03.07.2020
Может все дело в том, что россияне, ограниченные в передвижениях по миру с одной стороны санкциями, а с другой стороны вирусом, перестали пить пиво в Чехии и Германии и начали поддерживать отечественного производителя? Хочется верить, но боюсь что это лишь домыслы.
А что по фактам?
- Сегмент HoReCa просел почти полностью. Если торговля едой с доставкой хоть как-то поддерживала жизнь в барах и кафе, то торговля алкоголем по звонку просто невозможна.
- По магазинам, которые прикидывались «общепитом» жестко проехались еще в начале года. В совокупности c этой и другими причинами, количество торговых точек, специализирующихся на торговле пивом на розлив сократилось по всей стране более чем на 15%.
- Те торговые точки, которые остались работать на законных основаниях, привлекли к себе внимание сетевых ритейлеров и сменили своих владельцев. Как результат малые и средние пивовары столкнулись с новой торговой политикой, повышенными требованиями к качеству продукта, его цене и сопутствующему сервису со стороны новых контрагентов.
Вряд ли эти моменты способствовали росту производства пива. Так откуда рост статистики?
- Клиенты, которым оказались недоступны бары и рестораны, потянулись в супер и гипермаркете. В результате продажи через этот канал увеличились более чем на 6%;
- Продажи в алюминиевой банке, стеклянной бутылке и ПЭТе выросли на 15,5% , 3,3%, 14% соответственно. И теперь доля банки более 29%, стекла более 25%, ПЭТ -37%. Такие выводы мы делаем из данных исследовательской компании Nielsen, опубликованных на сайте Profibeer.ru. При этом продажи пива в кегах сократились на 30% и теперь составляют немногим более 8% от общего объема продаж пива в стране;
- И наконец доля продаж фильтрованного пива по итогам 3 кварталов 2020 года составил 91%.
Какие выводы?
Рост статистики обеспечили компании, выпускающие фильтрованное пиво в модной и удобной потребительской таре и продающие его с полок супер и гипермаркетов. Это так называемая большая тройка: Балтика-Carlsberg, ABInBev Efes и Heineken. Их доля на рынке пива в России более 68%.
Дополнительно положительной влияние на статистику оказали вышедшие «на свет» пивовары, столкнувшиеся с необходимостью поиска новых каналов сбыта, которые в свою очередь предъявляют жесткие требования к документальному сопровождению поставок.
Как видим не все так безоблачно в нашем бизнесе. Но ждать чуда нет смысла. Необходимо двигаться, пока не подвинули вас. Совершенно очевидно где нельзя застревать, другими словами, от чего нужно уходить - продолжая продавать «живые» напитки в кеге вы и больше тысячи других производителей таких же как и вы, ограничиваете себя лишь девятью процентами потребителей.
Отсюда виднеются две стратегии:
- Переждать пандемию, и, пользуясь случаем, присмотреть подходящую недвижимость для собственной розничной сети или бара;
- Перепрофилировать свой бизнес на выпуск новых видов продукции: фильтрованное, фасованное пиво, пивные и безалкогольные напитки.
Какой бы путь вы ни выбрали, рано или поздно всерьез встанет вопрос фильтрации пива. Для одних фильтрация - это лишь способ придать продукту товарный вид. Для других фильтрация это необходимость, продиктованная возросшими требованиями потребителей к качеству, а ритейлеров к срокам и условиям хранения.
Если пивовоарение для вас профессия, а не хобби, тогда «любительские» способы фильтрации не для вас. Наверняка ваш интерес вызвали кизельгуровые фильтры. Что предлагает рынок?
- Подержанное пивоваренное оборудование из Европы. Это как правило тарельчатые фильтры от 10 лет и старше. Об их надежности и неприхотливости ходят легенды. Однако возникает вопрос: почему прежние хозяева от них избавились?
- Современные «свечные» фильтры, чаще Чешского производства. Такое оборудование является последним словом в вопросах фильтрации. Неприхотливое и удобное в эксплуатации. Но цена не для всех доступная.
- Аналоги европейских свечных фильтров производят и в Китае. Как известно далеко не все производители из поднебесной одинаково порядочные. Поэтому решиться на покупку такого оборудования можно только полагаясь на авторитетные рекомендации.
- Доступной альтернативой перечисленным вариантам служит продукция российского производства. Например, свечные кизельгуровые фильтры от Завода емкостного оборудования, площадью фильтрации 2 и 6 кв.м. Такие фильтры выпускаются с 2019 года. В настоящее время оборудование успешно работает по всей России от Иркутска, до Москвы. А главное каждый клиент получает достойную поддержку от производителя: консультации, инструкции, выезд технолога для обучения и сервисную поддержку. Кроме перечисленного, владельцы оборудования ЗЕО избавлены от необходимости самостоятельного поиска запчастей и комплектующих. Что, согласитесь, немаловажно! Ну и последний, но немаловажный аргумент – доступные цены и условия оплаты. Обратитесь за подробной консультацией к менеджеру Завода емкостного оборудования и убедитесь сами!
Коллеги, призываем вас сохранять самообладание. Не нужно поддаваться упадническим настроениям. Помните предприниматели – это редкая порода людей, способных находить и принимать важные решения, даже в крайне непростых ситуациях!